чувство_любопытства_chuvstvo_ljubopytstvaЧувство любопытства улучшает процесс обучения и запоминания даже тех вещей, которые нас не интересуют.
Это не удивительно, что когда мы чем-то заинтересованы, проявляем любопытство, это делает процесс обучения легче. Но исследования свидетельствуют о том, что чувство любопытства улучшает обучение и запоминание даже тех вещей, которыми мы не интересуемся.
Альберт Эйнштейн говорил: «У меня нет особых талантов. Я только безумно любопытен».
В то время как Эйнштейн, вероятно, проявил скромность в отношении своих талантов, интересно отметить, что он приписывает свой интеллект и успех наличию у себя пытливого ума.
Недавние исследования в области когнитивной неврологии Университета Калифорнии предоставляют возможность взглянуть на интересную связь между чувством любопытства, обучением и памятью.
В исследовании участники получили серию простых вопросов. Исследователи попросили участников оценить их уровень любопытства, чтобы узнать ответы на каждый вопрос. После каждого вопроса была сделана пауза в 14 секунд до того, как был дан ответ. За это время перед участниками мелькали нейтральные изображения, не связанные с вопросами.
Как только сессия с вопросами была завершена, участникам дали тест распознавания изображений, которые они видели в паузах. Кроме того, в ходе исследования ученые сканировали активность мозга участников с МРТ (функциональная магнитно-резонансная томография).

Любопытство не сгубило кошку. Чувство любопытства улучшило память

Исследование показывает несколько интересных выводов о том, что происходит с мозгом, когда он возбужден от любопытства.
Мы уже знаем, что когда мы проявляем любопытство к определенной теме, нам легче учиться. И, как и следовало ожидать, исследование показывает, что, когда участники были очень любопытными, чтобы узнать ответ на вопрос, они лучше усваивали эту информацию.
Однако исследователи также обнаружили, что, когда участники проявляли любопытство, желая знать ответ на определенный вопрос, они лучше запоминали полностью не связанную информацию, даже если она их совсем не интересовала.
«Чувство любопытства может вызвать состояние мозга, которое позволяет ему узнать и сохранить любую информацию, как вихрь, который всасывает то, в чем вы мотивированы, чтобы это узнать, а также все вокруг него», — говорит доктор Маттиас Грубер, ведущий автор эксперимента.

Как внутренняя мотивация влияет на обучение

Так как же это работает? Данные исследования раскрывают основные механизмы, которые активируются, когда появляется чувство любопытства.
Чувство любопытства является одной из форм внутренней мотивации. Когда вам интересно узнать тему, вы внутренне мотивированы, чтобы узнать это.
Исследователи обнаружили, что, когда чувство любопытства стимулируется, наблюдается повышенная активность в центре мозга. Исследования выявили интересную нейронную связь между внутренней и внешней мотивацией.
«Внутренняя мотивация на самом деле воздействует на те же области мозга, которые активно участвуют в материальной, внешней мотивации», — объясняет доктор Грубер.
Кроме того, исследователи обнаружили связь между чувством любопытства и активностью в гиппокампе. Гиппокамп является областью мозга, которая важна для формирования новых воспоминаний.
Ученые обнаружили, что активность в гиппокампе была увеличена в течение времени обучения, которое вызывает чувство любопытства. Мозг находится в состоянии, в котором вы, скорее всего, будете учиться и сохранять информацию, даже если эта информация не представляет особого интереса или важности.
Это особенно важно для обучения, как помочь людям запомнить скучную информацию либо в учебном классе, или на рабочем месте. Для облегчения процесса обучения часто мы пытаемся сделать материал интересным. Это прекрасная стратегия в том случае, если изучаемый материал можно сделать интересным.
Результаты показывают, что другая стратегия есть в нашем распоряжении – взять менее интересный материал и прикрепить его к интересному содержанию, чтобы воспользоваться переносом последствий чувства любопытства. Эта стратегия направлена не столько на то, чтобы сделать материал интересным, более на создание атмосферы любопытства, в которую материал может быть вставлен.

 

Комментариев: 14 на “Секретные преимущества пытливого ума

  1. Любопытство это двигатель прогресса.

    Ответить
    • Кратко, Дмитрий, и по сути!

      Ответить
  2. Я помню, как мое любопытство вовлекло меня в изучение географии. Географию в школе не любила. Просто не интересно было. Но вот пришел новый учитель, пожилой, седой и его первая фраза: » Я буду знакомить сейчас вас с вашей страной, со страной в которой вы живете и которую я тоже начну для себя открывать вместе с вами.»
    Бамц!Я в шоке! Откуда он, если не знает своей страны и начнет вместе с нами ее открывать для себя? Я ночь не спала мучаясь этим вопросом. Для меня его уроки были целым расследованием… где же он проколется и выдаст себя откуда он. Так я втянулась в интересное исследование, которое потом переродилось в глубокий интерес к странам и народам.
    Почему-то другие ученики из его фразы ничего интересного не выудили и отнеслись к нему не как к человеку -загадке, а просто как к старому учителю. 🙂

    Ответить
    • Интересная история, Ирина, ценное дополнение к статье, спасибо Вам.
      Что же касается других учеников — так все люди разные, и соответственно, объекты для любопытства тоже различаются 🙂

      Ответить
  3. Жаль, что у меня любопытство не ко всему развито)) Спасибо!

    Ответить
    • Олег, так я и не знаю таких людей, у которых любопытство развито ко всему 🙂 Каждого из людей что-то интересует больше, что-то меньше, а что-то вообще никак….

      Ответить
  4. Состояние познания восхитительное и счастливое состояние, каждый уровень сложнее и интереснее. Учится тоже нужно учиться и повезло, если этому научат с детства. Тогда воспримется с интересным материалом и монотонный, но необходимый

    Ответить
    • Правильно учиться, чтобы максимально усваивать материал — целая наука.

      Ответить
  5. Я всегда подозревала, что любопытство — весьма полезное качество. Зря Варваре на базаре нос оторвали злые нелюбопытные люди 🙂

    Ответить
    • Зря. Тоже о ней, об этой самой Варваре вспоминала, когда статью писала 🙂

      Ответить
  6. Как здорово! Оказывается, любопытным быть выгодно)))

    Ответить
    • Это да, Илона — и больше запоминаешь, и быстрее…

      Ответить
  7. Маленьким детям присуще врожденное чувство любопытства о себе и мире вокруг них, а это, в свою очередь, помогает им понять самих себя.

    Ответить
    • Грустно, но со временем чувство любопытства у людей снижается…

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *