Пинап как феномен массовой культуры,  до сих пор своей жанровой принадлежностью ставит искусствоведов в тупик.

пинап_pinap1Зародившись в 20-30-е годы XX века в Америке, пинап был в самом начале всего лишь красивой иллюстрацией в журнале, размещенной с целью привлечь покупателя, параллельно подняв у него настроение. Фотографии тех лет не отличались достаточным качеством, по меньшей мере, для того, чтобы уважаемый себя издатель рискнул разместить их в журнале. Поэтому на помощь пришли художники.

Когда американский биржевой кризис был в разгаре, журнал Life вне всякой связи с содержанием вдруг разместил на обложке журнала изображение привлекательной девушки. Результат не заставил себя ждать – номер моментально разлетелся. Другие журналы не преминули воспользоваться успешным приемом, и вот уже Saturday Evening Post, Cosmopolitan, Ladies Home Journal и другие журналы поместили изображения красивых женщин. И даже на обложке солидного   Time в 1941 году появился портрет Риты Хейворт.

Неоднородность пинапа

Пинап – явление неоднородное. Изначально пинап подразделялся на фотографический и рисованный. Справедливости ради надо заметить, что и художники нередко сперва фотографировали модель, а потом рисовали картинку уже по фотографии.

Также в рисованном пинапе прослеживались три линии: собственно пинап (pin-up), гламурный (glamour art) и прелестная девушка (pretty girl).

А теперь несколько слов о каждой из этих основных линий. Собственно пинап или пинап в чистом виде – легкая эротика, можно сказать, житейская, поскольку объединяет сюжетные картинки с изображениями девушек, попавшими в пикантную ситуацию. Девушки загорают на пляже, принимают ванну, хлопочут на кухне, и на фоне этих повседневных хлопот мы видим задравшиеся юбки,  резинку чулка и наблюдаем недоуменную гримаску на лице. Скорее всего, именно повседневная жизнь и узнаваемый бытовой фон не позволил данному жанру превратиться в порнографию. Это были веселые картинки для взрослых, которые всего лишь делали легкие намеки, будили фантазию и будоражили воображение, при этом никогда не открывали ничего лишнего. Самая большая провокация, которая здесь могла бы быть – красотка в нижнем белье.

Гламурный пинап – это романтические образы женщин в экзотических костюмах или вечерних платьях, портреты дам в элегантных шляпках.

Прелестная девушка – практически тот же поджанр пинапа с той лишь разницей, что данный термин применялся к работам известных художников, к примеру, Ральфа Армстонга. Здесь предметом любования была красота и недоступность кинобогинь – Авы Гарднер, Кэтрин Хепбёрн, Хайди Ван Корн, Брижит Бардо.

Пинап во время войны

Во время Второй мировой войны пинап был призван спасти американских солдат от гомосексуализма. Былпинап_pinap забыт гламурный пинап, только изображения обычных девушек на фоне мирной жизни. Как напоминание, что где-то там, за океаном, дома, ждет тебя твоя девушка, ты защищаешь ее! Моделями иногда становились на самом деле обычные девушки. Так известна история о художнике Эдварде Рунчи, который из-за стеснительности не решался сам найти себе моделей. Помощь пришла со стороны его энергичной итальянской матушки. На оборонном заводе, за соседним станком рядом с ней работала привлекательная Дженет, которую она пригласила позировать для сына. Уже через полгода по Дженет сходила с ума вся страна.

Военно-воздушные силы США также использовали пинап – расписывали изображениями девушек борта бомбардировщиков и истребителей. По результатам исследований, чаще всего оставались целыми в воздушных боях самолеты, на котрых были изображены женские портреты. Срабатывала психология – немецким летчикам трудно было стрелять в женское лицо, особенно если это было лицо блондинки.

Пинап закончился?

Решающий момент в культуре пинап – идея постера: размещение в середине журнала изображения, которое можно повесить на стенку, вынув и отогнув скрепки.

Производители товаров заказывали рекламные кампании с пинап-красотками, с изображениями пинап выпускались игральные карты, печатались календари. Карьера для художников и моделей в этом жанре была престижной: издательства платили по тысячу долларов за изображение, модели получали половину суммы.

Пинап закончился приблизительно в 60-70-е годы, именно на этот период приходится серьезное развитие цветной фотографии. Рисунок стал уже не нужен, когда можно было смотреть на фото, к тому же зачастую максимально откровенное.

Еще некоторое время художники не сдавали своих позиций и стремились конкурировать с фотографами. Но из картин ушло то, что определяло сущность пинапа – внешнее целомудрие в сочетании с игривым намеком. Веселые картинки для взрослых ушли в прошлое, став предметом мечтаний коллекционеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *