эмоционально_волевое_развитие_ребенка_emocionalno_volevoe_razvitie_rebenkaПочему природа побуждает наших детей играть в эмоционально захватывающие игры? Представляется, что эмоционально волевое развитие ребенка и такие игры напрямую связаны.

В игре дети практикуют многие навыки, которые имеют решающее значение для здорового развития. Дети практикуют физические и социальные навыки, интеллектуальные способности. Они также практикуют эмоциональные навыки. В игре дети учатся контролировать страх и гнев,  и тем самым учатся сохранять контроль над эмоциями в угрожающих ситуациях реальной жизни.

 

Эмоционально волевое развитие ребенка

Дети любят играть в эмоционально захватывающие игры. Маленькие дети любят, когда взрослые или подростки подбрасывают их в воздух. Дети также любят играть в «догонялки», когда их преследуют, а они убегают. Любят раскачиваться высоко на качелях, лазать по деревьям, прыгать в сугробы. Любят лыжи, велосипеды, скейтборды и любые другие устройства, помогающие развить скорость.

Но дети всех возрастов, кажется, умеют соблюдать меру в подобных играх. Как правило, они начинают с малых высот и малых скоростей, постепенно их увеличивая.   Радость от игры сочетается с капелькой страха, создавая острые ощущения, влияющие на эмоционально волевое развитие ребенка.

[message type=»info»]Мать-природа предусмотрела, чтобы наши дети играли такими «опасными» способами, потому что она знает,  что такая игра учит их не только физическим навыкам, необходимым для ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и эмоциональным навыкам, которые им нужны.[/message]  В такой игре дети дозируют для себя уровень страха, который они могут переносить. Они узнают, как управлять страхом, как предотвратить его блокировку и сохранить себя в строю. Они узнают, что страх является нормальным чувством, что они могут контролировать его и преодолевать за счет собственных усилий.  Такая практика позволяет детям, повзрослев, управлять страхом, а не поддаваться ему. Эмоционально волевое развитие ребенка только выигрывает от приобретения таких навыков.

Развитие способности управлять эмоциями

Кроме того, дети включают в свободную игру в большом количестве модель агрессии. Они играют в боевые действия, они игриво дразнят друг друга. Это не запугивание, отнюдь нет, таким образом играют близкие друзья. Тем не менее, имитация военных действий, вызывают некоторую степень страха и моменты гнева. Дети, особенно мальчики, так играют, потому что природа знает, что они должны научиться контролировать не только страх, но и гнев. В этой игре они испытывают гнев в таких пределах, которыми они могут управлять. Такие «агрессивные» игры могут происходить только в кругу близких друзей, которые доверяют друг другу и знают, в конечном счете, что боевые действия в шутку и не нанесут реального вреда.эмоционально_волевое_развитие_ребенка_emocionalno_volevoe_razvitie_rebenka1

Играющие дети иногда попадают в ситуацию реальной размолвки, в сочетании с гневом, который останавливают игру. И этот гнев должен быть разрешен, чтобы игра могла возобновиться. Дети учатся управлять как гневом в игре, так и гневом от игры. Потому что они хотят продолжать играть, и если не научиться управлять гневом в реальной ситуации, то игре придет конец. Это, несомненно, является полезным как для эмоционально волевого развития ребенка, так и для эмоционального развития подростка.

В реальной жизни мы нередко испытываем гнев, и важным является умение регулировать наш гнев так, чтобы он служил полезной цели и не привел нас к потере контроля над ситуацией. В своих «агрессивных» играх дети упражняются в этом мастерстве. Все это обучение может происходить только в свободной игре, без взрослых или руководителей. Когда взрослые находятся рядом, чтобы «защищать» детей от опасности и разрешать споры, они лишают детей возможности учиться, как защищать себя, решать свои споры и регулировать свои собственные эмоции.

Эксперименты с детенышами обезьян и крыс

Исследователи не могут провести контролируемые эксперименты над эмоционально волевым развитием ребенка, лишая одну группу детей на протяжении нескольких лет возможности играть в свободные игры, а другой группе – давать такую возможность. Но такие эксперименты были проведены с детенышами обезьян и крыс.

Молодые млекопитающие всех видов играют эмоционально захватывающими способами так же, как делают человеческие дети. Они гоняются друг за другом и пытаются бороться в игре, в зависимости от вида они прыгают, падают, перескакивают с ветки на ветку, чтобы испытать определенный риск. Молодые обезьяны и крысы в процессе эксперимента находились в неволе, однако играли они только тогда, когда находились в обществе других особей приблизительно своего возраста.

Когда животные растут в присутствии только взрослых их вида, они не играют, растут без игры. При проведении эксперимента, в начале их взрослой жизни, такие животные становятся эмоционально ущербными. При помещении их в новую среду, которая вызывает умеренную и временную степень страха у нормальных обезьян, они становятся недееспособными из-за страха, который они не в состоянии преодолеть со временем. С другой стороны, обезьяны, которые росли в аналогичных условиях, но имели возможность регулярно играть с другими молодыми обезьянами, оказались способными контролировать свои эмоции и адаптироваться к угрожающим условиям.

Подобные результаты были получены в экспериментах с крысами. Крысы, которые имели опыт игры со сверстниками, вели себя гораздо более обычно в зрелом возрасте, чем те, кто такого опыта не имел. Видимо, решающее воздействие для нормального эмоционального и социального развития молодых крыс происходит в игре.  В других экспериментах крысы, лишенные возможности играть со сверстниками, показали аномальное развитие мозга. Без игры нейронные пути лобных отделов мозга, которые, как известно, имеют решающее значение для контроля импульсов и эмоций, не смогли нормально развиваться.

Мы не осуществляем преднамеренных экспериментов, лишая человеческих детей игры, чтобы увидеть, что происходит. Однако, как общество мы все больше лишаем детей возможности играть в свободные игры по другим причинам – для учебы, для защиты (как мы думаем) от опасности. За последние полвека мы все больше лишаем детей возможности играть в свободные игры, и за этот же период мы стали свидетелями непрерывного роста всех видов эмоциональных расстройств у детей.

Некоторые люди думают, что это жестоко лишать молодых обезьян и молодых крыс возможности играть ради проведения эксперимента. Psychology-best.ru согласен, но остановитесь и задумайтесь на минуту о том, что мы делаем для наших детей. И мы уверены, что делаем это для их же блага, не давая игре воздействовать на эмоционально волевое развитие ребенка!

 

 

Комментариев: 2 на “Свободная игра необходима для нормального эмоционального развития

  1. О том, что дети должны играть друг с другом, конечно, знала.Но не думала, что последствия роста без игр могут быть такими нехорошими. Спасибо, хорошая статья!

    Ответить
    • В игре дети учатся многому, воссоздавая модели поведения взрослой жизни.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *