Мы настолько уверены в своем сознании, что попадаем в ловушки сознания, даже не замечая этого. (Хотя, все правильно – на то они и ловушки, чтобы в них попадаться). И, тем не менее, как бы мы не были уверены в трезвости и объективности своего мышления, мы часто бываем нерациональны. Хотите узнать, где и как сознание расставляет нам ловушки, спросите Psychology-best.ru.ловушки_сознания_lovushki_soznaniya

Чужой – значит, плохой

Для человека характерна врожденная способность быть частью какого-либо коллектива. С одной стороны, это помогает формировать тесные дружеские связи, с другой – делает нас предвзятыми к людям, которые находятся за рамками нашего коллектива.

Мы более лояльны и снисходительны к членам своей группы и более предвзяты к чужим. Для нас чужой и плохой зачастую являются синонимами, хотя нелогично оценивать человека, практически ничего не зная о нем и будучи незнакомым с ним. Но ведь он чужой, не так ли? Вот так мы и попадаем в ловушки сознания.

Эффект сравнения

Данный эффект часто используют при организации распродаж. Человеку свойственно обращать больше внимания на разницу между цифрами, чем на сами цифры. Поэтому если эта разница производит впечатление, покупатель с большой долей вероятности приобретет товар, даже если его цена и со скидкой высока и необоснованна.

Эффект сравнения используют и многие рестораны, включая в меню непомерно дорогие блюда. На фоне этих блюд цена на другие блюда выглядят вполне разумными. И эти блюда хорошо заказываются. Менеджеры не дремлют, хорошо зная о ловушках сознания и используя их в полной мере.

Эффект сравнения проявляется и в том, что чаще всего мы выбираем нечто среднее – не очень дорогое, но и не дешевое.

Молчание – знак согласия

Если мы задумаемся над этим утверждением, то мы придем к выводу, что не всегда это так. Все дело в том, что мы над этим не задумываемся, так как срабатывает эффект переноса: мы думаем, что по умолчанию другие люди думают, как мы, чувствуют, как мы, воспринимают и оценивают события, как мы… Но вы же знаете, что это совсем не так? И теме не менее, время от времени мы все попадаем в эту ловушку. Такой эффект психологи называют эффектом ложного консенсуса.

Подумаю об этом завтра

В 1998 году было проведено любопытное исследование: участникам предложили выбрать продукты на неделю и продукты на сегодняшний день. При выборе продуктов на неделю 74% участников выбрали полезную пищу (фрукты, овощи…). Выбирая продукты на текущий день, 70% этих же участников без зазрения совести выбирали торты, пирожные, шоколад…

Психологи говорят, что человеку свойственно перекладывать ответственность за завтрашний день на кого-то, кем они станут завтра. И люди не осознают, что этими людьми будут опять же они, а не кто-то другой. Поэтому нам так присуще вести себя легкомысленно именно сегодня.

Это, конечно же, не все ловушки сознания, которые оно нам приготовило. Хотите узнать больше на эту тему, читайте следующую статью на сайте. И будьте во всеоружии. Хотя бывают ситуации, когда «Я сам обманываться рад»…

Комментариев: 7 на “Ловушки сознания

  1. По поводу ловушки «подумаю об этом завтра». Многие люди сознательно живут в ней постоянно, как говорится, одним днем, по принципу «будем решать проблемы по мере их поступления» или «будет день — будет пища».Наверное, так жить легче. Чего грузиться-то?

    Ответить
    • Иногда думать по такому принципу (в отдельные моменты жизни) просто необходимо. И я вполне серьезно так считаю. Просто не надо решение всех проблем подгонять под этот принцип.

      Ответить
  2. О да есть такое, но знаете, так очень сложно, особенно когда прожил какое то время и понимаешь, что а вот надо было все же делать не так. принимать решение. действовать, слушать и слышать.

    Ответить
    • Может быть, потом и приходит сожаление о том, что отмахнулся от проблемы, но в текущем моменте это может быть очень неплохим вариантом.

      Ответить
  3. Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом и уже следующая игра принесет им огромный куш.

    Ответить
    • … и поэтому они продолжают и продолжают играть, не в силах остановиться.

      Ответить
  4. Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *