«Проблема исходит из уст» Китайская пословица 

ошибки_общения_oshibki_obzhhenija Многие из нас общаются каждый день. Большинству из нас также хорошо известно, что общение с другими может быть трудным и удручающим. Есть моменты, когда мы ничего плохого не имеем в виду, но из-за того, как мы говорим, что мы говорим, какие ошибки общения допускаем, наше сообщение не понимают,  и это приводит к нежелательным и непреднамеренным  последствиям.

Ниже приведены четыре наиболее распространенные ошибки, которые мы можем сделать в межличностной коммуникации, которые часто приводят к конфликтам и ухудшению отношений. Хорошей новостью является то, что как только мы начинаем осознавать ошибки общения, мы можем изменить стиль нашего общения, что приводит к улучшению отношений. Эта статья Psychology-best.ru  посвящена главным образом осознанию неэффективной коммуникации и пониманию тех ошибок общения, которые мы можем допустить..

Ошибки общения

  1. Директивы

Неэффективное общение часто характеризуется использованием директив в общении, использованием определенных типов построения фраз, как-то «Вы должны…», «Вам следует…», «Вы бы лучше…». Такие заявления являются ошибками общения, так как либо передают отрицательное суждение, либо являются попыткой управлять другим человеком.

Некоторые примеры заявлений-директив:

«Вы не достаточно хорошо…»

«Вы должны обратить внимание…»

«Вы должны сделать это сейчас…»

«Вы должны понять мое положение…»

«Вы должны вести себя…»

Большинство людей не любят, когда их осуждают или говорят, что имошибки_общения_oshibki_obzhhenija1 делать. Когда мы используем такой стиль в общении,  можем легко пробудить в других чувство обиды или защиты. Этот тип взаимодействия является проблематичным также и потому, что провоцирует ответ «Нет», что приводит к разногласиям и конфликтам.

2. Универсальные заявления

Универсальными заявлениями являются выражения, которые обобщают характер или поведение человека в негативном ключе. Наиболее распространенные типы универсальных заявлений связаны с использованием таких слов как «всегда», «никогда», «снова», «каждый раз», «такой», «всех».

Например:

«Вы всегда опаздываете на встречи».

«Вы никогда не делаете работу вовремя».

«Ты снова все испортил».

«Ты такой ленивый».

«Вы забываете делать это каждый раз».

«Ты такая неряха».

«Все знают, что ты плохой».

Универсальные заявления являются ошибками общения и проблематичны  во многих отношениях. Во-первых, в сознании говорящего нет никакой возможности воспринимать слушателя иным, положительным, способом. Во-вторых, потому что такие фразы практически препятствуют изменениям. И, наконец, универсальные высказывания могут быть легко оспорены. Если я скажу вам: «Вы никогда не моете посуду», все, что вам нужно, это найти исключение и произнести: «Неправда, милая, я мыл посуду один раз в прошлом году». Общий характер универсальных заявлений делает их очень уязвимыми к конкретным контрпримерам.

Универсальные заявления по сути – это обобщенные отрицательные суждения. Поэтому особенно важно избегать их использования в общении с детьми, поскольку такие заявления могут отрицательно повлиять на их самооценку.

3. Жесткие внешне, мягкие по сути

В каждой ситуации общения с другим человеком присутствуют два элемента – человек и вопрос или поведение, о котором вы говорите. Эффективные коммуникаторы знают, как отделить эти два элемента, и быть мягкими внешне и жесткими по сути. Неэффективные коммуникаторы будут делать все наоборот, допуская ошибки общения. Они будут сосредоточены на личности человека, уделяя минимальное внимание конкретному поведению.

Например:

Неэффективные коммуникации: «Вы настолько глупы!»

Эффективные коммуникации: «Вы умный человек, и то, как вы себя сегодня вели, было не очень умно». 

Неэффективные коммуникации: «У тебя всегда беспорядок. Ты неряха!»

Эффективные коммуникации: «Ты не мыла посуду сегодня». 

Вы, возможно, заметили использование «и» вместо «но» в приведенном выше примере. «Но» является выражением противостояния, которое может обесценить то, что вы сказали раньше, и акцентирует реальный  смысл фразы на том, что будет после. («Я люблю тебя как друга, но …») «Да, но…» зачастую означает «нет». Итак, если вы не хотите, чтобы свести на «нет» смысл первой части вашего предложения, используйте «и» вместо того, чтобы сказать «но». 

4. Игнорирование чувств

Такая ситуация происходит, когда мы сводим к минимуму, игнорируем или отрицательно относимся к чувствам, которые испытывает другой человек.

Например:

«Ваши опасения не имеют для меня смысла».

«Ваши жалобы ничуть меня не волнуют».

«Какая мне разница,  что ты злишься?»

«Не чувствую себя таким счастливым, ваши улучшения для меня значат очень мало».

ошибки_общения_oshibki_obzhhenija2При положительных чувствах человека к вам, его положительные чувства либо уменьшатся, либо исчезнут. При отрицательных чувствах человека к вам, его отношения активизируются и усилятся. В любом случае возникнет барьер в отношениях. Человек, чьи чувства вы игнорируете, вероятно, будет обижен. Он может закрыться от вас эмоционально, чтобы не испытывать боль еще раз. Утрата эмоциональной связи является одной из самых разрушительных вещей, которая может произойти в близких, личных отношениях.

Последствия неэффективной коммуникации

Как отмечалось ранее, неэффективное общение, ошибки общения вызывают конфликты и ухудшают отношения. Общие реакции окружающих могут быть трех типов – бегство, борьба или эмоциональный холод. Ваши собеседники либо попробуют «бороться» с вами, либо будут избегать. Или же произойдет эмоциональное закрытие. А это создаст значительные барьеры для развития и поддержания здоровых отношений, как на работе, так и в семье.

Комментариев: 32 на “Остановитесь, чтобы сохранить отношения

  1. Общение людей близких и далеких явление сложное, мы все разные, да и настроение изменчиво. Поскольку жизнь не мед, все преодолевать приходится самой, а достичь во многих областях (семье, карьере, воспитании детей …) хочется больше, лучше, приходится быть разной и нередко эти ошибки присутствуют и делают свое дело. Советы мудрые, полезные и несомненно пригодятся. Спасибо, Юлия!

    Ответить
    • Общаться правильно нелегко, и приходится делать сначала усилия, чтобы не допускать хотя бы грубых ошибок в общении, потом становится легче соблюдать определенные нормы.

      Ответить
      • А надо, чтобы эти нормы вплелись в твою кровь. Это — как выработка нужного навыка.

        Ответить
  2. Замечательная статья!
    Сейчас мало кто умеет слушать, слышать , прислушиваться, и правильно выражать свою мысль, и показывать свои эмоции. Зачастую человек по своей гордыни не хочет кого-то воспринимать собеседника равным ему, он его низводит в ранг младшего в общении и как личность. Часто встречала таких надменных людей, которые высокого о себе мнения, за которым кроется кучу комплексов, они как бы прячут все свои минусы, общаясь указывая что кто-то хуже и ниже.

    Ответить
    • Надменные люди встречаются не только Вам, Аленка, всем приходится с ними в той или иной мере сталкиваться. Не хочется им уподобляться…

      Ответить
  3. Язык мой — враг мой… Правильно Вы, Юлия говорите, что одну и ту же информацию можно давать с разным посылом. Но работы над собой — непочатый край…)))

    Ответить
    • Работы немало, так и просится с языка какая-нибудь фраза типа: «Всегда ты так поступаешь…», «Никогда не делаешь правильно…» Знаю, так нельзя.

      Ответить
  4. Очень правильно — нужно суметь остановиться, отдышаться, успокоиться…

    Ответить
    • Да, Дина, ошибки в общении мы допускаем чаще всего в период гнева и раздражения.

      Ответить
  5. Все правильно, главное что как ты говоришь и что ты говоришь. Уметь разговаривать тоже надо.

    Ответить
    • Это не такой простой навык — уметь разговаривать, как кажется на первый взгляд.

      Ответить
      • Я с этим не спорю, сам испытываю проблемы в общении, с детства все наверно.

        Ответить
  6. Проблемы общения начинаются и формируются в семье. Модель неэффективного поведения родителей передается детям.

    Ответить
    • Модель неэффективного общения передается детям, но сознательными усилиями эту модель можно поменять, это не безнадежно.

      Ответить
  7. Я думаю, что с другими надо разговаривать так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. На мой взгляд, самый лучший принцип, есть на что ориентироваться.

    Ответить
    • Хороший принцип, Маргарита, многие о нем забывают, знаю не понаслышке.

      Ответить
  8. Умение общаться — самый важный навык. Надо уметь и говорить, и слушать.

    Ответить
    • Навык важный, а ошибки в общении допускаем на протяжении всей жизни. Грустно 🙁

      Ответить
  9. спасибо, много изучала психологию сама, но ещё много загадок, очень полезная для всех людей статья

    Ответить
    • В психологии всегда много загадок, поэтому интересно.

      Ответить
  10. Чтобы выработать стиль общения, много времени надо на это потратить. Особенно, если привык говорить «неправильно».
    Я порой замечаю: вежливые формулировки не доходят. Человеку иногда надо в лоб двинуть, чтобы он хоть что-нибудь понял.
    Но я да, не очень умею общаться. 🙂

    Ответить
    • Да, Оксана, люди есть такие, которые иного стиля общения не понимают. И не признают. А нам с ними общаться приходится.

      Ответить
  11. Самое страшное — стучаться в закрытую дверь. Нельзя закрываться, надо быть открытым для выяснения проблем и налаживая отношений. Следует бороться за хорошие отношения до конца и особенно в семье!

    Ответить
    • Хорошие отношения в семье — это, наверное, самое главное.

      Ответить
  12. Да, надо избавляться от стереотипов в общении. Хотя это трудно, когда ты не владеешь собой. Поэтому лучше оставить разговор, успокоиться, а потом вспомнить правильные способы выражения своих мыслей. Еще мне кажется, что лучше начинать разговор со своих чувств. Например, мне было так неприятно или я расстроилась из-за… и дальше то что, сказал или сделал собеседник! Спасибо, статья заставила о многом задуматься!

    Ответить
    • Ценный совет для эффективного общения, многие люди отреагируют положительно, если услышат, что они и их поступки небезразличны собеседнику.

      Ответить
  13. Юлия, вы затронули очень важную тему. Часто слышишь: ты должен сделать..» или » я что, должен тебе это сделать?» Слово «должен» неприемлимо в общении людей, особенно близких и особенно в общении с детьми. Например, в английском слово must (должен) в обычной речи не употребляется практически. И правильно, не надо добиваться отрицательной реакции на слова.
    Еще я заметила, что в споре слова: «а вот вы сами тоже…» вызывают просто бурю! Может проще сказать: «мне показалось, что вы советовали..» ?

    Ответить
    • Я тоже замечала, что люди негативно реагируют на речевые обороты типа: «А вот вы сами тоже…» Для эффективного общения лучше их избегать либо заменять другими конструкциями. Спасибо, Надежда Семеновна, за ценное дополнение к рекомендациям.

      Ответить
  14. Я бы хотела научиться эффективной коммуникации, думаю, это очень полезная штука, особенно в семейных отношениях.

    Ответить
    • И не только в семейных, Эллина, хотим мы или не очень, но в жизни приходится выстраивать отношения не только с нашими близкими и любимыми …

      Ответить
  15. как писал Жуховицкий, всех надо лечить любовью. Так и в общении — или с любовью, или никак. Если бы еще это всегда получалось))

    Ответить
    • Да, любовь значит много, даже если и не знаешь теоретических правил, что можно, а чего нельзя говорить при общении, любовь подскажет, она очень мудрая.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *